СПОСОБНОСТИ


СПОСОБНОСТИ
– 1. Психические свойства индивида, регулирующие его поведение и служащие условием его жизнедеятельности. Потенциально С. представлены организацией морфологических структур, приспособленных для выполнения какой-л. деятельности. Наиболее общая С. человека – чувствительность. 2. Под С. в специальном смысле понимают комплекс психических свойств человека, делающий его пригодным к определенному исторически сложившемуся виду профессиональной деятельности. Формирование С. предполагает усвоение индивидом выработанных человечеством в процессе общественно-исторического развития способов деятельности. Т. е. С. человека определяются не только деятельностью его мозга, наследующими анатомо-физиологическими особенностями индивида, задатками, умениями, навыками, но, прежде всего, степенью достигнутого человечеством исторического развития. Для конфликтологии С. важны не столько сами по себе, сколько в их соответствии уровню притязаний личности и адекватности их представленности в Я-концепции человека. Прямое влияние на поведение человека оказывают его С. понять интересы оппонента, часто скрытую суть конфликта, его отсроченные негативные последствия, пожертвовать чем-то ради др. человека или интересов дела и др.


* * *
– психические и личностные особенности человека, которые позволяют ему успешно осуществлять ту или иную деятельность, совершенствоваться в ней, эффективно выполнять функциональные обязанности в сложных ситуациях и удовлетворяться результатами применения.

Различают общие и специальные способности. Первые носят общий характер, проявляются в большинстве видов деятельности, например умственные и физические С., С. к обучению; вторые – узкий, специальный: технические, операторские, педагогические, управленческие, музыкальные, литературные, математические. Будучи взаимосвязанными, общие и специальные С. развиваются в единстве. При этом каждая С. включает целый ряд индивидуальных психических особенностей человека и зависит от них. К таковым можно отнести, например, внимательность, наблюдательность, определенные качества памяти, воображения, мышления (глубина, критичность, гибкость, быстрота). Природными предпосылками развития С. являются задатки, а также индивидуально-типологические особенности (Б.М.Теплов).

Личностно-психологическими предпосылками развития С. являются мотивы, а также эмоциональные и волевые свойства: любовь к своему делу, настойчивость и активность в преодолении трудностей и др. В практической деятельности человека велика роль склонностей, которые отличаются от С. личности. Склонности обусловливают интересы человека. Вызывая его активность, они положительно влияют на развитие С., помогают овладению специальностью. Формирование С. предполагает совершенствование внимания, памяти, творческого воображения, мышления и других психических процессов и свойств личности.

Наиболее крупным теоретиком проблемы С. в отечественной психологии является Б.М.Теплов, проводивший исследование музыкальных С. С.Л.Рубинштейн определял С. как обобщение психических деятельностей, подчеркивая их индивидуальный характер, с одной стороны, с другой, сближая С. выдающихся личностей (таланты) со С. обычных людей. В школе Рубинштейна проблема С. была поставлена в контексте соотношения потенциального и актуального (Т.И.Артемьева, Г.С.Тарасов и др.), который существенен для акмеологии. Актуальные С. не исчерпывают всех не раскрытых, нереализованных возможностей человека, которые необходимо диагносцировать, актуализировать, поддерживать.

В современной психологии и акмеологии наиболее актуальной оказывается, во-первых, проблема соответствия (несоответствия) С. человека его профессиональной деятельности (последнее, согласно акмеологии, должно быть минимизировано), во-вторых, проблема личности как субъекта, максимально, целенаправленно использующего свои С.



* * *

индивидуально-психологические свойства личности, обусловливающие возможности успешного выполнения тех или иных видов деятельности.


* * *
определяются как совокупность свойств (качеств) вещей, системы, проявляющихся в процессе функционирования. С психологической точки зрения С. является одним из свойств личности. Они представляют такие особенности человека, которые позволяют ему успешно овладевать тем или иным видом деятельности, профессией, совершенствоваться в них, эффективно выполнять функциональные обязанности в сложных ситуациях. С. обладают теми же качествами, что и психологические функции: аналитичностью и абстрактностью (В. Д. Шадриков). Для классификации С. используют несколько критериев. По критерию вида психических функциональных систем С. разделяют на сенсомоторные, перцептивные, имажитивные, мнемические, мыслительные, аттенционные, коммуникативные; по критерию основного вида деятельности — на научные (математические, лингвистические и пр.), творческие (музыкальные, литературные, художественные и др.). инженерные и т. д. Кроме того, различают общие и специальные С. Общие С. характеризуются уровнем развития основных психических функций и проявляются в широком круге деятельностей. Среди них выделяют обычно интеллект, креативность (общую способность к творчеству), обучаемость. Специальные С. образуются специфическими сочетаниями свойств, необходимых для конкретной деятельности, профессии. Будучи взаимосвязанными, общие и специальные С. развиваются в единстве. При этом каждая С. включает целый ряд психических особенностей человека и зависит от них. К ним можно отнести, напр., внимательность, наблюдательность, определенные качества памяти, воображение, мышления (глубина, критичность, гибкость, быстрота). Эти качества в совокупности формируют интеллект человека. Психологическими предпосылками развития С. являются мотивы. Качественный анализ С. направлен на выявление таких индивидуальных характеристик человека, которые необходимы для эффективного осуществления какого-либо конкретного вида деятельности. Эта задача решается в процессе профессионального отбора. Количественные измерения С. характеризуют меру их выраженности. Наиболее распространенной формой оценки выраженности С. являются тесты. Высокий уровень развития общих или специальных С. характеризуется как общая или специальная одаренность. Факторами, способствующими развитию С, являются: расширение и углубление знаний и интересов; формирование направленности личности, ее характера, эмоционально-волевых качеств; обогащение деятельности профессиональными умениями и навыками, общественно-значимым содержанием; развитие критического отношения к себе и результатам своей деятельности и т. п. Высшим уровнем развития. способностей являются талант и гениальность. Исследование С. и разработка методик их диагностики и развития имеют в инженерной психологии важнейшее значение для индивидуализации обучения, профессиональной ориентации и отбора операторов, их психологической поддержки, организации тренировок и т. п.


Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Синонимы:

Смотреть что такое "СПОСОБНОСТИ" в других словарях:

  • Способности — Способности  это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в… …   Википедия

  • способности — индивидуально психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Предметом специального психологического изучения С. стали в XIX в., когда работами Ф. Гальтона было положено… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Способности — индивидуально выраженные возможности к успешному осуществлению той или иной деятельности . Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности. Для классификации способностей… …   Психологический словарь

  • способности — данные, талант, талантливость; паренка, пар Словарь русских синонимов. способности данные см. также талант, талантливость Словарь синон …   Словарь синонимов

  • СПОСОБНОСТИ —         индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определ. рода деятельности. С. не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются прежде всего в быстроте,… …   Философская энциклопедия

  • СПОСОБНОСТИ — СПОСОБНОСТИ, индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения… …   Современная энциклопедия

  • СПОСОБНОСТИ — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и… …   Большой Энциклопедический словарь

  • СПОСОБНОСТИ — СПОСОБНОСТИ. Индивидуальнопсихологические особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений, навыков. С. определяют успешность выполнения той или иной деятельности. Выделяют С. к языку, математические, музыкальные,… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Способности — СПОСОБНОСТИ, индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • способности — • выдающиеся способности • исключительные способности • недюжинные способности • незаурядные способности • необыкновенные способности • огромные способности • поразительные способности • удивительные способности • фантастические способности •… …   Словарь русской идиоматики

  • СПОСОБНОСТИ — индивидуально пси хол особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности Различают общие и специальные С Общие С это свойства ума, к рые лежат в основе разнообразных спец. С, выделяемых в соответствии с теми …   Российская педагогическая энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «СПОСОБНОСТИ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.